пятница, 12 апреля 2013 г.

Как пилотировать мотоцикл [02] в пробке


Езда по трассе
часто, а особенно вечером воскресенья, на въезде в город существует пробка. выглядит она, как непрерывная вереница машин до горизонта. причём, если случай не клинический, эта вереница километров 70-80 в час скорость имеет.



в пробке характерны уменьшенные интервалы между машинами. и если где-то что-то пойдёт не так, то будет как в анекдоте:

Подъезжает к светофору мерс, за ним окушка. Вдруг мерс чувствует, как его сзади ударили, смотрит, а в него въехал джип.
ГАИ и все такое. Водитель мерса вылазит, подходит к водителю джипа и спрашивает:
 – Слушай, я не могу понять, за мной же окушка была!?
– Да тише ты. Она между нами.

в общем, надо ехать так, чтоб не оказаться зажатым между машин. именно по этому в городе мотоциклисты обычно в междурядье висят, но у нас тут трасса, междурядья нет, а зачастую есть краешек асфальта, немного выходящий на зону обочины. такие узкие асфальтовые полосы часто существуют как справа, так и слева от проезжей части, и мотоциклистами традиционно именуются как "мотополоса". езда по ним возможна (не более +20км/час к потоку), но достаточно опасна, так как водители тупо не ожидают, что там вообще кто-то может быть. но в случае пробки лучше выйти из основного потока и ехать слегка сбоку. про то, что сзади тебя ехать должна не фура или газелька, а что-то маленькое и лёгкое типа матизки или оки, я думаю, и так понятно.
но случаются придурки, которые такое твоё смещение вбок воспринимают, как карман, и ты внезапно вдруг обнаруживаешь консерву, которая слева в 20 сантиметрах едет (так даже мотоциклисты не ездят). вот эту консерву по правилу надо оставить либо в далёком прошлом, либо в далёком будущем, благо мотоциклист свободно способен перемещаться вдоль пробки.
ещё часто нервирующая вещь, это когда ты пристроился к хвосту фуры и ждёшь, когда весь хвост её обгонит и подойдёт твоя очередь. ну или в пробке едешь. и тут раз, тебя обходит консерва, и тупо дальше не обгоняет, потому как мотоциклиста-то любой обгонит, а вот дальше консервы чтоб обогнать, на встречку вылазить надо. а там встречный поток. к такому по философски относиться надо. консерва, продвинувшаяся на пять метров вперёд, в сущности, ничего не выиграла, кроме проклятия в задницу :-) а ты, как оказия случится, обратно обгонишь её километров на пять за десять минут. главное, душевное равновесие и не дёргаться по пустякам :-)

ещё одним правилом является поддерживать сходную скорость с потоком (это те самые пресловутые +20км/час к потоку). поэтому если ты едешь по трассе, и кто-то вдруг резко теряет скорость, то ты теряешь скорость вместе с ним и не лезешь "вперёд батьки в пекло". потому как чёрт его знает, может он знает о каких-то проблемах на дороге, его антирадар гаишнега засёк, или он собрался вот так маневрировать. на видео, если что, консерва из крайнего правого ряда делает разворот, попутно чуть не собрав себе в бочину ведущего колонны.
ещё у нас случай в городе был, когда мотоциклист ехал на голде (400кг весит), и заметил, как машины останавливаются. ну он между них и вперёд, и внезапно сальто исполнил. оказалось, что там какой-то негабарит проезжал и провода зацепил, и один провод провис. и мотоциклисту очень повезло, что зацепил он его рулём. если бы чуть повыше провод висел, то разрезало бы мотоциклиста напополам.
вообще, трасса тем и безопасна, что все движутся на большой скорости и за счёт этого очень предсказуемы. потому как на 90км/час особо не порулишь. но если видишь кого-то с низкой скоростью, а тем более сбросившего скорость с маршрутной до манёвренной, то в мозгу все звоночки должны звенеть и все мигалки мигать, потому как совершенно не известно, куда ему там рулить перемкнёт. если ты будешь лежать в гробу, а водятел мямлить в суде на тему: "в зеркалах ничего не отразилось" - тебе на правила, в общем-то, пофиг будет. поэтому и ездят мотоциклисты по своим правилам, зачастую начхав на ПДД. но ПДД всё равно знать полезно, так как и представлять будешь, чего ждать от водятлов, и гаишнеги разбор аварии именно по ПДД делают.

Езда в городе
вообще, как таковое, разделение на город/трассу достаточно условно, и является преимущественно функцией от скорости. вот 30-60км/час - это в городе. а 90-120 - это трасса. а если ты 75 едешь в городе, то это в городе, но как по трассе :-)
ну и структурные различия, конечно есть. в городе ты никогда фуру обгонять не будешь, а на трассе тебе слепые зоны машин, в общем-то, ни к чему.

в общем, у автомобилей есть слепые зоны. водятел видит всё спереди в районе 180 градусов, и то, что сзади, путём глядения в зеркала. но вот только в обычные зеркала не всю заднюю полусферу видно. конечно, водители пытаются расширить обзор, ставя всякие дополнительные и полусферические зеркала, но быстрый взгляд перед перестроением они всё равно бросают именно на основные, а уж отразишся-ли ты в дополнительных или полусферических - большой вопрос.
вот я схемку нарисовал, как видит дорогу водитель типичного микроавтобуса класса "Газель". сзади он не видит, так как его потенциальное число трупов значительно превосходит количество сидячих мест, справа у него пара пассажиров и хорошо, если он правое зеркало вообще видит. налево у него обзор тоже не ахти. соответственно, там где мотоциклисты зелёные - они имеют шанс отразится в зеркале. там, где красные - водятел ни сном ни духом, что там вообще кто-то есть.
соответственно, если движение плотное, и ты вынужден с газелькой находиться в одной полосе, то самая правильная позиция - это как у центральных зелёных мотоциклистов. это, фактически, та самая езда в межрядье, потому как 20 сантиметров в сторону, и ты уже в соседней полосе. а ещё это извращённое построение мотоколонны с газелькой. просто газелька толстая, и приходится в межрядье ехать. зато при резком торможении ты и в газельку не воткнёшся, и возможность поперечного манёвра есть, и при случае тебя, как оку, между машинами не зажмёт.
вот тут можно невозбранно посмотреть, как мотоциклист висит в слепой зоне, и синяя консерва поворачивает прямо в него. он, кстати, если бы не протупил, то вполне в поворот вместе с ней ути мог. он даже сперва собрался, но потом почему-то передумал.


Езда по трассе
мотоцикл, в отличие от машины, всегда может, как я называю, "приткнуться". просто делается манёвр, когда ты с машиной оказываешься в одной полосе практически впритирку. при этом машины не барбосы, жопу друг другу не обнюхивают, и некий интервал между ними есть. вот в этот интервал и влезут боковые кофры и всё широкое, что у тебя из задницы торчит. и едущего сзади водятла ты даже не подрезаешь, а как бы технично намекаешь. если сзади едет не дурак, то он отстанет и можно будет полноразмерно в поток залезть. если дурак, то какое-то время можно и "приткнувшимся" ехать.
перестроения внутри плотного потока осуществляются примерно тем-же образом. перетыкаешся от угла консервы в одном потоке к консерве в другом, ждёшь, пока задняя консерва отстанет, пересекаешь полосу и снова перетыкаешся от одной консервы к другой. я даже поворотниками не моргаю при подобных перестроениях. всё равно никто среагировать не успеет.
водятлы на такие манёвры смотрят индифферентно, поскольку ты им, в сущности, не мешаешь.

...

2 комментария:

  1. Пиши еще и больше - читать очень интересно, хоть у тебя и ошибок куча грамматических :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. тут вообще поток сознания на тему "на забыть забить это сестре в голову". по большому счёту, конспект для самого себя.
      я просто немного прифигел от количества просмотров обучения сестры. если народу нравится, то: "мне не жалко".
      в принципе, остался только один раздел про преодоление спусков и подьёмов в разных условиях, наполовину написаный уже. а больше по существу и добавить нечего. мотоцикл, в сущности, весьма простая в управлении хреновина, и диссертацию тут не напишеш. так, на десяток не совсем очевидных фактов внимание обратить, и всё.
      потом, вероятно, можно всё будет в некую методичку собрать (вот там можно и расстараться с литературным языком), а эти заготовки вообще грохнуть.

      Удалить