среда, 17 апреля 2013 г.

Как пилотировать мотоцикл [03] выделение энергии

Езда в городе
вообще, по моему мнению, в городе на мотоцикле лучше не ездить. на машине гораздо безопаснее. при таких скоростях уже её пассивная защита неплохо срабатывает. а если жить надоело, и всё-таки хочется двухколёсный транспорт, то лучше бешеной табуретки нет ничего. хотя некоторые имеют мнение, что велосипед в городе ещё круче.
ну а мотоциклу лучше оставить его специфику - путешествия.
но поскольку и живём мы в городах, и по пути заезжаем/проезжаем города, то в городе всё-таки ездить надо уметь. но оччень аккуратно и не выпендриваясь.



мотоциклиста убивает не скорость, а столкновение с препятствием. если просто шлёпнешься на трассе, ну поскользишь чуток, ну покувыркаешься. возможно, кожу обдерёшь, если дурак и экип не надел. если сильно не повезёт, то тебя кто-нить переехать может или в дерево воткнёшся. часто-ли деревья на обочине растут?

а вот город просто напичкан предметами, о которые можно убиться. все дороги утыканы столбами и бордюрами, по дороге пьяные и просто отмороженные пешеходы бегают, шахид на газельке в любую секунду метнётся к тротуару подобрать пассажира, красящая губы и болтающая по телефону блондинка вдруг вспомнит, что утюг забыла выключить, и её перемкнёт развернуться здесь и сейчас. всякие стритрейсеры с пердящим глушаком такого размера, что туда футбольный мяч войдёт, стремятся показать свою крутость. и для кучи ещё смертники на спортбайках отжигают, ну и прочие неадекваты (всякие бухие, упоротые, поссорившиеся с женой и просто идиоты. имя им легион). и весь этот гадюшник передвигается по улицам ладно если со скоростью 60км/час.

вообще, со скоростью есть неприятная штука. потенциальная энергия объекта (та самая, что выделится при ударе о столб), растёт пропорционально квадрату скорости (и радиус поворота тоже пропорционально растёт). так что на скорости в 60км/час её выделится в четыре раза больше, чем на 30км/час. мотоциклист бьётся обычно отдельно от мотоцикла. можно попробовать посчитать, сколько энергии в мотоциклисте на 60 и 30км/час.
кинетическая энергия T = mv^2/2. вес мотоциклиста 80кг = 80 000г. 30км/час = 8,333 м/с. 60км/час = 16,667м/с. в итоге на 30 - 2.77мегаджоуля, на 60 - 11.1 мегаджоуля.
если сравнивать с боеприпасами, то тротил: Теплота взрыва — 4228 кДж/кг.
граната Ф1 (лимонка) - 60г тротила (0,06) - 253 килоджоуля - в ~ 43 раза меньше (я аж сам офигел), чем в одном только мотоциклисте, едущем в городе по правилам. в мотоциклисте на 60км/час, получается, энергии примерно как в 2.5кг тротила (и это не считая энергии мотоцикла). я не думаю, что корректно сравнивать напрямую кинетическую энергию мотоциклиста (он ведь не точка) и тепловую энергию тротила, но порядок величины энергии, я думаю, примерно оценить можно.
так что в случае чего тормозить до последнего. всё, что не ушло в нагрев тормозов (ну и режим работы у них, оказывается), выделится внутри твоего тела при ударе, и потратится на излом костей и разрыв тканей.

потенциальная энергия - это P=mgh. чтоб набрать наши мегаджоули, можно не сломя голову нестись на мотоцикле, а упасть с некой высоты h = P/mg. можно сразу от скорости посчитать h = v^2/2g. g возьмём 9.81. получается для 60км/час 14.1 метр и для 30км/час 3.5 метра. то есть если по три метра на этаж плюс цоколь, то это как грохнуться со второго или пятого этажа соответственно.

для трассы я даже считать не буду. там такая энергия, что если воткнёшся, то надёжно :-)

а ещё я тут ссылочку нашёл у себя старую. как пример того, на что тратится кинетическая энергия:
Записки молодого хирурга
Зачем нужна мотозащита?

в общем проезжая часть в городе - это не то место, где хотелось бы находиться. и езда в городе сводиться к тому, чтоб ни во что не воткнуться и чтоб тебя никто не сбил. ездим тихонечко и по правилам, а тут я постараюсь написать дополнительные правила для мотоцикла.

в городе критична прежде всего видимость. не стоит ездить за всякими грузовичками да газельками, так как в городе дистанция маленькая, и если газелька увидела неожиданное препятствие типа бронированного членовоза, то она вильнуть и объехать ещё успеет (тут уже не трасса. все довольно бодро маневрировать способны), а ты уже нет. поэтому-же у самого края проезжей части держаться не стоит. слева может придурок сунуться, у которого "жена рожает", а справа например случай был, что жене вечно пьяный муж надоел, и она его на проезжую часть вытолкнула. сбивший его водятел потом долго оправдывался, что не верблюд.
да и у меня случай был, когда из толпы на светофоре на красный свет шагнул дядька, смотря на меня затылком. я когда перед ним пролетел, локтем его за пузо задел. вот он, наверно, обосрался :-)
это я всё к тому, что в городе нужно по возможности держаться за консервой, через/сквозь которую видно, и по возможности подальше от краёв проезжей части.
видимость тебя сзади тоже критична. был в москве случай, что возвращалась в город мотоциклистка в сумерках (самое опасное время). за ней ехала фура (что само по себе уже печально). некая сильно тонированая консерва просвет в потоке ещё разглядела, а мотоциклистку уже нет. консерву ну очень активно потом искали, и даже вроде как нашли, но сбитую под фуру мотоциклистку уже не оживить.

но самая большая опасность, конечно, от перекрёстков, и разрывов, которые активно используются для разворотов. на перекрёсток лучше вперёд пропускать консерву. пусть её собьёт гонщик, летящий на призрак затухающего жёлтого света, а не тебя. если консерв нет, то можно и подождать пару секунд. мы-же не торопимся на тот свет. "поехав не на тот свет, можно попасть на тот" :-)
в общем, прикрываться машинами - хорошая, годная техника передвижения в городе.
вот хорошая видюшка, показывающая, как оно бывает. еду я, встречная консерва в левый поворот стоит, я прикрываюсь слева консервой, вдруг моё прикрытие моргает поворотником и сбрасывает скорость. и тут встречная, которая ждала проезда моего "прикрытия", сразу же ломится в левый поворот. мне скорость с 60 до 40 пришлось скинуть, а то бы аккурат в бочину пришёл. то есть встречный меня вообще не видел/не воспринимал среди бела дня.
а вот в этом посте можно посмотреть, как я таки не увернулся от такого героя. там разрыв на трассе после развязки, на которой не сделали одну петлю. соответственно, после развязки народ там штатно разворачивается. фактически, от перекрёстка не отличается, а я этого не понимал, и был совершенно не готов увидеть бочину. отделался тяжёлым испугом :-(

а всякая езда в междурядье, вообще говоря, весьма опасна. особенно опасно ехать между припаркованными машинами и потоком. водятел вполне может искать дырку для парковки, а что кто-то тут в щели может ехать - это выше его понимания, так что в правое зеркало он не будет смотреть в принципе. разок меня приложили так на скутере, больше не лезу :-)
в светофорном межрядье запросто кто-нить может открыть дверь, чтоб поплеваться или мусор выкинуть, пешеходы, раздатчики газет и просто попрошайки снуют постоянно. но немного в межрядье залезть стоит, так как эти машины уже стоят, а едущая за тобой тётка газ с тормозом может перепутать. у них иногда бывает :-)
а в движущееся межрядье смысла лезть вообще нет. опасно, а выигрыша будет мизер.

ещё у меня случай забавный был на скуте. первым тронулся я на зелёный свет, а встречная первая то-ли заглохла, то-ли ещё чего. и вдруг из встречного потока прямо мне в лобовуху выруливает консерва. а там песочек был на перекрёстке (кстати, в городе дороги часто запесочены), ну в общем я слегка въехал. за рулём девка глаза 6х9, пассажиром парень. как я понял, он меня не видел, ну и скомандовал ей объехать затор по встречке. девке сказали "вы не рефлексируйте, вы распространяйте" - она и сделала :-) в общем, за неимением повреждений, разошлись в итоге.

ну и пример видео, как в городе ездить не стоит. что характерно, за рулём я :-)

3 комментария:

  1. полезный текст...
    уже, как-то, расхотелось мот покупать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. консерву тоже продай ;-)
      http://www.youtube.com/watch?v=zXzuKsQ8qc8

      Удалить
  2. Статья великолепна, только сравнение с тротилом неверно, ошибочка в килоджоулях и мегаджоулях - умножать надо на килограммы а не граммы, а про падение с высоты все правильно.

    И еще - столкновение на скорости 90 км/ч эквивалентно падению с высоты 32 метра, на 120 км/ч с высоты 56 метров.


    ОтветитьУдалить