среда, 10 апреля 2013 г.

Как пилотировать мотоцикл [01] фура

ездить на мотоцикле учатся за полчаса. а потом всю оставшуюся жизнь учатся, как на нём не убиться. и иногда вторая половина сильно короче первой (c) self

решил я написать некоторую информацию по пилотированию мотоцикла. в основном, для сестры, чтоб словесно ей истины не вбивать. это, судя по количеству просмотров, смотрится конечно прикольно, но утомительно и неэффективно.
в качестве примеров ситуаций я могу прекрасно использовать как собственные ролики, так и чужие.
вообще, сперва мне думалось написать целый большой текст, но я оценил скорость, с которой пишу, и подумалось мне, что я состарится могу к тому времени успеть. так что пусть будет серия относительно небольших кусочков. по крайней мере, если мне где-то надоест, то всё-таки что-то уже будет написано и выложено.
из разделов мне видится как миниум
Езда по трассе
Езда в городе
Езда у чёрта на рогах (сестра, конечно, туда вряд-ли сунется, но пару слов о бездорожье сказать можно)
начну с трассы, так как и лучше знаю, да и проще там.
для начала - про фуры и общее движение по дороге.

краткий жаргонный словарик
консерва - жестянка снаружи, мясо внутри. четырёхколёсное ТС.
водятел (консервовод) - среднестатичный невнимательный на дороге водитель.
гаишнег - сотрудник дорожной инспеции.
фурщик - водитель фуры. как правило, профессиональный и очень адекватный водитель.

Езда по трассе
что главное на трассе? скорость? манёвренность? это всё ерунда. главная на трассе - это фура.
— Рядовой Иванов?!
— Я!
— Поднять танк!
— Не поднимается!
— Рядовой Петров?!
— Я!
— Помоги ему поднять танк!
— Не поднимается!
— Рядовой Сидоров?!
— Я!
— Помоги им поднять танк!
— Не поднимается!
— А х*ли вы хотели? 40 тонн!

ну, фура конечно не 40 тонн весит, но 30 - запросто. и в отличие от танка этот хтонический писец ладно если положенные 90км/час наваливает, так и 120 я наблюдал неоднократно.
фура неостановима по определению. даже если очень захочет. даже если ей в лоб другая фура прилетит. они просто слега срикошетят друг об друга, капельку поменяют траекторию, и продолжат двигаться примерно в выбранном направлении. небезызвестные MythBusters пытались в лобовуху две фуры столкнуть - там можно детальнее процесс посмотреть.
и у фурщиков есть свой прикол. они сидят очень высоко, они видят прекрасно поверх всех других ТС (только поверх другой фуры не видят), но они совсем не видят ближнюю зону. правый нижний сектор обзора для них недоступен даже в теории. вот хорошая запись, как в этот сектор залезла тупорылая тётка, а тут прикольное творчество на эту тему. эт я мысль донести хочу, что если под колёса фуре залез - сам дурак.

в общем, как в стишке:
Англичанин мистер Хопп
Смотрит в длинный телескоп.
Видит горы и леса,
Облака и небеса.
Но не видит ничего,
Что под носом у него.

ну, в общем, вот рядом с этими колесницами смерти мотоциклист на дороге и живёт. фурщики вообще мотоциклистов хрустиками кличут. вероятно, за характерный звук при переезде.
и тут все спросят, а как-же жить, когда сей ужас по дорогам движется. да запросто. не лезть под колёса, и всё. не допускать, чтоб большегруз ехал за тобой следом.
из за чудовищной массы фуры чуть-ли не статичный объект на дороге. она ни разогнаться,  ни сбросить скорость не может. даже маневрировать толком не может. не, фурщик вполне способен выкрутить руль в предельное положение. но масса, сэр. фура просто ляжет на бок, но двигаться будет в том-же направлении, постепенно тормозя за счёт трения. так что если не совать свою тушку под этого мастодонта, то фуры самый неконфликтный тип транспорта. управляются они преимущественно профессионалами, которые по 12 часов в день сидят за рулём и которым реально нечем заняться. я, возможно, удивлю, но трасса - это наискучнейшее место. это норма, когда ты пилишь 10 часов по трассе, и не случается ну вообще ничего, что заслуживало бы внимания. только стандартные маневрирование и обгоны, которые по одной и той-же схеме выполнялись уже тысячи раз. я на трассе вообще ухожу в собственные мысли, отдавая пилотирование чистым рефлексам. при пилотировании мотоцикла мозги нужны только для нестандартных ситуаций. там, если что, мгновенно просыпаешся :-)
у фурщиков всё ещё печальнее - они даже пошалить на дороге не могут, в отличие от меня. они тупо ведут свою вундервафлю по дороге, не нарушая правила, и везут свой груз.
но от их скуки есть и польза. во первых, они от нефиг делать постоянно трындят на своём фурском канале, и если его слушать, то можно хорошую информацию о дорожной обстановке иметь. во вторых, они сидят высоко и видят далеко, и от нечего делать чуть не каждый первый фурщик помогает хвосту из легковушек с обгоном. если фура левым поворотником моргает, то обгон она запрещает. и я к мнению фурщиков почти всегда прислушиваюсь (просто тяговооружённость дуры вне их опыта. они не всегда адекватны). а если правым моргает, то там хороший разрыв во встречном потоке, и можно идти на обгон.
поблагодарить фурщика можно традиционно, пару раз пыхнув аварийкой, но её на многих мотаях тупо нет, так что можно коротенько бибикнуть. бибикать надо проезжая кабину, иначе не услышит.
обгон фуры (и любой консервы. просто фура предельный вариант) осуществляется так:
за каждой фурой висит хвост уткнувшихся в неё более быстроходных консерв. в обычных условиях их там штук пять, а то и меньше, но в случае перегруза дороги там и на десяток километров может машин собраться. и тогда дёргаться смысла особо не имеет, так как даже если этот хвост обгонишь, то через пару километров будет другая фура с таким-же хвостом.
ну в общем хвост обойдён (а ещё безопаснее не выпендриваться и подождать своей очереди), и тогда занимаем позицию слева от фуры прямо по разделительной полосе (если встречные норовят сбить, то лучше прятаться за фуру. её они не собъют). имеет смысл секунд 5-10 повисеть в таком состоянии, чтоб фурщик получил шанс тебя заметить. ну и весь хвост поймёт серьёзность твоих намерений, и никакой придурок тебе в спину не врежется (ну или хотя-бы бибикнет перед этим. успеешь сгруппироваться).
дальше хороший обгон выглядит так: выбираешь машину, после которой достаточный для обгона разрыв встречного потока. намечаешь время прохождения этой машины и отстаёшь от фуры, насколько душа позволит. перещёлкиваешся на одну-две передачи (смотря какой двигатель) вниз, выводя двигатель на максимальную мощность. в итоге с уже набранной скоростью нужно проскочить  в створ между пролетевшей встречной машиной и жопой фуры. после обхода фуры либо обратно залазишь в свой поток, либо дальше в ритме вальса.
и надо не забывать, что относительно потока разгоняться более (или ехать менее), чем на 20км/час не сулит ничего хорошего. если сильно разогнался, то потом вот так в свой поток убираться придётся. нервишки выдержат? :-) а тут всего 140км/час, то есть +50 к потоку.

бывают ситуации, когда человек не очень хорошо себя чувствует, просто нет настроения, или тупо ночь неожиданно наступила, и сильно видимость упала. ну в общем нет никакого желания исполнять те акробатические трюки, что мотоциклисты на трассе обычно отжигают, а хочется тихо/мирно доехать домой. такое бывает.
в таком случае приклеиться сзади к фуре есть самая няшка. фура и надёжный щит от входящих, и скорость у неё стабильная, и ещё от гаишнегов экранирует. махнуть палочкой у него реакции не хватит (эт если ты его вовремя заметил и грамотно за фурой встал. а если на обгон, то он тебя может вообще не заметить), а с мигалками преследовать мотоциклиста, которому не успел махнуть палочкой - оно как-то тоже не с руки.
но если следуешь за фурой, от неё нужно чуток поотстать, чтоб между тобой и фурой карман сохранялся, куда сможет поместиться обгоняющая фуру машина.
ну а если вашу няшную парочку догнала другая фура, то держать фуру сзади - это очень плохо. пришло время убраться, и лучше вперёд.

так-же, хотя ширина проезжей части в общем-то регламентирована, в реальности дороги делают кто во что горазд. иногда полоса бывает такой ширины, что там две фуры поместятся запросто. грузовики, когда видят приткнувшегося сзади мотоциклиста, то тупо чуть вправо берут и оставляют вагон места для опережения. вот хороший пример. важно понимать, что это опережение, так как не связано с покиданием своей полосы и тем более с выездом на встречку. ну и наглость надо иметь, чтоб объяснить это гаишнегу, а то они обычно не в курсе подобных нюансов, и будут усиленно продавать полосатую палочку. если гаишнег не поймёт, то уже судье объяснить, что мотоциклу для опережения не обязательно выезжать на встречную полосу. это-же относится для участков, где разметка не нанесена. в таких случаях правила предписывают определять ширину полосы на глаз, но совершенно не запрещают иметь не очень точный глазомер :-) а доказательство вашей вины в суде должен представить гаишнег, и если ему грамотно объяснить, то ерундой он страдать не будет.

иногда бывает, что проходить хвост у фуры тупо лень. тогда можно ломануться внаглую. только при этом надо занять крайнюю левую позицию на дороге, чтоб если кто из хвоста тоже решил ломануться внаглую, не бортанул ненароком (не забываем, что мотоциклисты в зеркалах не отражаются). ну и если дорога уходит направо, то из такого положения сильно дальше встречный транспорт видно.

ещё часто спрашивают про то, способна ли фура сдуть с дороги. каких-либо серьёзных проблем от фур я никогда не отмечал. не, ну бывает, что встречная пролетит так, что потом несколько секунд у тебя шлем в турбулентности колбасит. но чтоб сдувало с трассы или под колёса затягивало - это из области фантастики. зато я могу описать пару эффектов, связанных с аэродинамической тенью. известно, что мотоцикл гораздо менее аэродинамически обтекаем, нежли машина, и основной расход мощности у мотоцикла идёт как раз на преодоление воздушного потока. если дует мощный ветер справа, то слева от фуры образуется область пониженного давления. соответственно, когда идёшь на обгон, тебя буквально всасывает в это разрежение, резко добавляя скорости. для маломощного мотая приятная фишка, помогающая при обгоне. так-же у фуры при движении естественным образом сзади образуется карман турбулентности. он у всех образуется, даже у мотоциклистов (по бандане прекрасно видно, куда там ветер дует). и катясь в этом кармане, можно либо бензин немного поэкономить, либо превысить максимальную скорость мотая. мне в своё время на ёбыре было весьма приятно за фурой 110, а то и больше, идти. только поймать такую фуру и пристроиться довольно тяжело.
вообще, у меня даже соображения появились, откуда идёт легенда  про затягивание под фуру. если взять мопед, едущий со скоростью километров 70, и мощный ветер слева, то пилоту придётся с приличным креном влево ехать, чтоб компенсировать силу ветра. и если его будет фура на 90км/час обгонять, то и обгон будет достаточно долгим, и ветер она закроет, и пилот ВНЕЗАПНО обнаружит себя ввалившимся в левый поворот. при том, что фуры имеют свойство при обгоне зазор в 10 сантиметров оставлять (профессионалы, ёпт), а мопедки обычно пилотируют новички, то описание того, как мопедка под фуру засосалась, будет очень цветастым. а в реальности фура просто ветер сэкранировала, а пилот к этому не был готов.
иногда, кстати, даже когда из за прикрытия лесополосы выезжаешь, то удар ветра сбоку бывает весьма неожиданным. он даже для консерв бывает неожиданным, и даже специальный дорожный знак под это дело есть.

вот казалось бы, что проще, чем группе мотоциклистов двигаться по трассе. ан нет, есть и тут свои фишки, и многие их, к сожалению, не понимают. вот тут можно посмотреть, как точно не стоит ездить по трассе. хаотично движущаяся толпа мотоциклистов любого водятла заставит срать кирпичами, так как имеем мы динамику гоночных болидов, давимся как пешеходы, и для кучи ещё и в зеркалах не отражаемся, да и вообще из консервы обзор хреновый. поэтому, для собственной-же безопасности, группа мотоциклистов на трассе должна выглядеть как один объект. эдакая эрзац-фура.
для мотоколонны на трассе характерно шашечное построение. при этом и в продольном направлении между мотоциклами сохраняется дистанция, и существует возможность поперечного манёвра (на тему ямку объехать) без риска столкновения, и консерве вклиниться некуда, так как везде занято. но поэтому такие мотоколонны не должны быть излишне длинными, чтоб консерва могла обогнать её за один присест. если у консервы будет выбор воткнутся на встречке или бортануть мотоциклиста, то он однозначен. поэтому-же лучше, чтоб первый и последний мотоциклист в колонне были правыми - так консерве удобней обгонять. ну и на обгон выходить в порядке очерёдности. если идиот из левой позиции ломанётся на обгон (а я такого даже знаю), и в этот момент из передней правой позиции начнёт перестраиваться влево для подготовки к обгону, то они слегка пересекутся :-) потом колонна собирается впереди обогнанной фуры и продолжает движение.
парное построение колонны тоже применяется, но только для красоты. потому как на трассе дистанция между парами будет большая и туда по любому какая-нить умная консерва залезет. и ведомая пара снова увеличит дистанцию, и туда новый умник на консерве втиснется. а это уже не мотоколонна. так что парное - оно для красоты. а в реале только шашечное, только хардкор :-)

вообще, иногда консервы очень спешат, или тупо полноразмерный обгон сделать не могут (например, в горной местности мест для обгона пшик). в этом случае имеет смысл принять вправо и пропустить страдальца (это всяко лучше, чем свалиться ему под колёса). бывает так-же, что кто-то отстал, и ты неспешно едешь, ожидая его. или просто неспешно едешь. тогда тебя может и фура догнать, а они законопослушные, и хоть и кличут тебя хрустиками, но по правилам ты ТС, и эта громадина приткнётся сзади и так и будет за тобой ехать, резко повышая твои шансы произвести тот самый хруст. в таком случае надо максимально принять вправо и включить правый поворотник. типа хочешь съехать с трассы. тогда фура тебя счастливо обгонит. хотя это не для слабонервных :-)

ну и в качестве няшки что бывает, когда водятел садится рулить фурой. герой на спуске кончал тормоза, ну и покатился с горочки. я, конечно, в вождении фур не понимаю вообще ничего, но уж наверно её можно было на бок положить или в кювет плюхнуть. ну в общем он под горку покатился. по рации крикнул, что сорвался, и на видео фурщики ушли на обочину, открывая ему проезд. хвост из легковушек радостно ломанулся по освободившейся полосе, а там фура в лобовуху. и справа фуры, и слева фуры. от первой легковушки в итоге вообще ничего не осталось.
а фура всего где-то до 120км/час разонаться успела.


а вот ещё примерчик. сам я смотрел полную версию, но сходу что-то её не нашёл, нашёл обрезок. ДТП происходит именно так. две секунды страха, чпок, и в небо. водитель в этой видяшке погиб, а видяшку, видимо, посмертно из регистратора вытащили:

что характерно, отмороженый мотоциклист мог-бы сбросить мотай, и спрыгнуть за отбойник вправо. не отмороженый просто бы протупил и имел шанс проскочить в щель. мотоциклист по размеру маленький, в него попасть тяжело. в общем, есть подозрение, что на трассе мотоцикл во многих случаях гораздо безопаснее консервы, так как пассивная защита консервы при таких энергиях уже не работает, а и размеры у консервы больше, и число потенциальных трупов она везёт обычно поболее :-)


..

4 комментария:

  1. Спасибо большое за пост! Мне, как новичку, многое будет полезно!

    ОтветитьУдалить
  2. Ещё хотела спросить: что за шина стоит сзади на ебрике (на видео)? Можете ответить в контакте?
    http://vk.com/prokofni

    ОтветитьУдалить
  3. на ёбыре сзади долгое время стояла гребущая резина Л - 230А
    http://petroshina.ru/catalog.php?idd=22
    но из за боковых конусов она себя ведёт совершенно отвратительно при колейности дороги и в поворотах. так что я решил заменить её на резину с шашками по всей поверхности.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за полезную информацию.
    гмгм..а я всегда себя так спокойно чувствовала, когда фуры вокруг. Представлялись они мне эдакими добродушными крейсерами что ли. Они и вправду очень вежливы на дороге и никогда не выпендриваются.

    ОтветитьУдалить